??????-???????? ????? 1904-1905??.

Данных о том, кто принимал участие в этой войне из деревенских у меня нет. Но кое-что всётаки я узнал. Сын владельцев имения Гурьево графов Беннигсенов - граф Леонтий Павлович Беннигсен принимал участи в этой войне. Леонтий Павлович родился в 1881 г. в семье Павла Александровича Беннигсен и Александры Карловны фон Мекк. Службу начал в Лейб-Гвардии Гусарском его Величества полку, затем служил в Гвардейском экипаже. Фотографий Леонтия Павловича у меня нет. Но добавив немного фантазии, можно представить как бы он смотрелся в гусарском и морском мундирах.

???????? ????? ??????? ????-??????? ????????? ?????, 1860-1917 ??

 Парадная форма офицера Лейб-Гвардии гусарского полка, 1860-1917 гг

???????? ???? ????-??????? ?????????? ??? ?????????? ?????
Полковой знак Лейб-Гвардии Гусарского его Величества полка

 

???????? ????? ??????? ????-??????? ?????????? ?????, 1860-1917 ??.

Выходная форма офицера Лейб-Гвардии гусарского полка, 1860-1917 гг.

 

??????? ???????????? ??????? ????? ??????? ? ??????? ????.

10 мая 1910. Офицеры Гвардейского экипажа перед парадом в Царском Селе. В центре группы командир экипажа, контр-адмирал граф Толстой.

???? ????-??????? ???????????? ???????
Знак Лейб-Гвардии Гвардейского экипажа

Итак, пофонтазировали.

??????? ????-??????? ?????????? ??? ?????????? ?????  ?????? ???????? ???? ?????????

И теперь, благодаря участникам форума Кортик. Флот. История. Люди. есть фото графа Леонтия Павловича Беннигсен в мундире Лейб-Гвардии Гусарского его Величества полка. Также удалось установить, что в Гвардейский экипаж, скорее всего, граф Беннигсен переведён по его собственному желанию без официального откомандирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

2-я Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота или, как она называлась в официальных документах, 2-я эскадра флота Тихого океана была образована 17 апреля 1904 года (здесь и далее даты по старому стилю); её к ?????-??????? ??????? ???????? ??????????????омандующим был назначен исполняющий должность начальника Главного Морского Штаба (ГМШ) контр-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Первоначальной целью создания эскадры было усиление в связи с начавшейся русско-японской войной 1-й эскадры флота Тихого океана, находящейся в Порт-Артуре и серьёзно уступающей в силах японскому флоту.

Положение эскадры ещё больше осложнялось тем, что флотское командование, предполагая её судьбу, приняло решение комплектовать её личным составом «по остаточному принципу» - то есть на корабли, шедшие во Владивосток, отправлялись те матросы, которые по каким-либо причинам считались худшими в составе флота. А. С. Новиков, баталер с эскадренного броненосца «Орёл», описывает этот состав так:

“Многие матросы были призваны из запаса. Эти пожилые люди, явно отвыкнув от военно-морской службы, жили воспоминаниями о родине, болели разлукой с домом, с детьми, с женой. Война свалилась на них неожиданно, как страшное бедствие, и они, готовясь в небывалый поход, выполняли работу с мрачным, видом удавленников. В число команды входило немало новобранцев. 3абитые и жалкие, они на все смотрели с застывшей жутью в глазах. Их пугало море, на которое они попали впервые, а еще больше - неизвестное будущее. Даже среди кадровых матросов, кончивших разные специальные школы, не было обычного веселья. Только штрафные, в противоположность остальным, держались более или менее бодро. Береговое начальство, чтобы отделаться от них, как от вредного элемента, придумало для этого самый легкий способ: списывать их на суда, отправляющиеся на войну. Таким образом, к ужасу старшего офицера, у нас набралось их до семи процентов”.

Естественно, профессиональный уровень подобных матросов был крайне низким. Не лучше дело обстояло с унтер-офицерским составом. А, учитывая что в походе время не было использовано для подготовки личного состава, к сражению русская эскадра пришла с экипажем, мужество и безрассудная отвага которого едва ли могли компенсировать недостаток знаний и умений.

Со 2-й Тихоокеанской эскадрой вахтенным офицером на броненосце “Бородино” ушёл граф Леонтий Павлович Беннигсен.

Эскадренный броненосец “Бородино”

??????????? ?????????? 20 марта 1899 года зачислен в списки флота. Заложен на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 25 сентября 1899 года, спущен 3 августа 1901 года и вступил в строй 27 августа 1904 года. Входил в состав 2-ой Тихоокеанской Эскадры.

Путь эскадры бал долгим. Эскадра вышла 2 октября 1904 г. из Либавы и пошла до о.Мадагаскара.

Часть недостроенных караблей после достройки пошла затем отдельным отрядом. Также бал отправлен и дополнительный отряд.

Карта маршрута движения отрядов представлена на рисунке.

??????? ?????????? 2-? ????????????? ???????

Даты по новому стилю.

?????? В 1907 году была выпущена Медаль "В память похода эскадры адмирала Рождественского на Дальний Восток". Следует отметить, что ничего подобного ни один флот не совершал. Такого перехода на такие расстояния без баз обеспечения больше не делал никто.

 

 

 

 

 

????????? ????????14 (27) мая 1905 года - 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив), в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение Русско-японской войны 1904-1905 гг., в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах и лишь четырём удалось дойти до русских портов.

Эскадренный броненосец “Бородино” во время Цусимского сражения входил в состав в 1-й броненосный отряд.

Хроника событий 14(27) мая 1905 г. - самого тяжолого дня для русского флота - с мостика “Бородино”:

??????? 1 ????? ???? ????????? ????????????? 1-?«Бородино» шёл третьим мателотом в колонне 1-го броненосного отряда. Командовал броненосцем капитан 1-го ранга Пётр Иосифович Серебрянников 1-й.

 

 

 

Итак, хронология событий.

14:12 Броненосец получил первое серьёзное попадание снаряда.

14:18 Из-за задымления «Князя Суворова» японские корабли перенесли сосредоточенный огонь на «Императора Александра III» и «Бородино».

14:30 Броненосец выкатился из строя вправо, но исправил повреждения и занял своё место в кильватерной колонне.

14:38 Авизо «Чихая» выпустил по броненосцу две торпеды с дистанции 13,5 кабельтовых.

14:40 «Император Александр III» вышел из строя, и «Бородино» возглавил колонну.

14:50 Броненосец повернул на север, пытаясь прорваться за кормой у эскадры Камимуры, однако манёвр был замечен, и японские крейсера легли на курс сближения.

15:10 «Бородино» повернул на юго-восток и в сгустившемся тумане разошёлся с Камимурой на контр-курсах. После этого броненосец вновь повернул на северо-запад и лёг на курс к Владивостоку.

16:15 Японский флот опять начал охватывать голову русской колонны, и «Бородино» повернул на юг, чтобы пройти у противника за кормой, в результате чего русская эскадра опять скрылась из видимости за туманом и дымом.

17:00 Повинуясь приказу контр-адмирала Небогатова, «Бородино» опять повёл колонну на северо-восток, к Владивостоку.

17:13 Адмирал Того наткнулся на колонну русских броненосцев, но вскоре вновь потерял их в тумане. В ходе короткой перестрелки был тяжело ранен командир броненосца Серебренников, и командование принял старший офицер Макаров.

18:00 японский флот опять догнал русскую эскадру и начал расстреливать «Бородино» и «Орел» с дистанции в 30 кабельтовых. «Бородино» попытался уклониться, но японцы вновь сократили расстояние.

18:50 На «Бородино» была сбита грот-мачта, и начался сильный пожар.

19:00 В броненосец попали два 12" снаряда броненосца «Сикисима», после чего пламя из кормовой батареи поднялось на 10 метров над верхней палубой и быстро начало распространяться. Кормовая башня замолчала.

1 ????? ????9:10-19:12 Последний 12" снаряд из носовой башни японского броненосца «Фудзи» взорвался около правой носовой 6" башни «Бородино». Столб пламени и дыма поднялся на высоту дымовых труб. Броненосец окутался клубами дыма и пара. Пожары вышли из-под контроля. Внезапно броненосец повалился на правый борт, опрокинулся и вскоре затонул со всем экипажем. Из воды был спасён только матрос Семён Ющин.

Все офицеры и 836 матросов погибли.

На самом деле, кроме Ющина спаслись ещё 5 матросов эскадренного броненосца “Бородино”. Эти пятеро матросов во время были больны и находились на госпитальном судне “Орёл”. Список больных матросов, находящихся на “Орле” здесь. Это были:

  1. Гальванёр Людвиг Вицкий
  2. Машинный кондуктор Иван Васильев
  3. Машинист Семён Иванов
  4. Федфебель Егор Борисов
  5. Машинный кондуктор Алексей Вострецов.

Список корабельных и штабных офицеров, погибших в Цусимском сражении:

  1. Флагманский Интендант Капитан 2 ранга Александр Густавович фон-Витте
  2. Командир Капитан 1 ранга Пётр Иосифович Серебрянников 1-й
  3. Старший офицер Капитан 2 ранга Дмитрий Сергеевич Макаров 2-й
  4. Ревизор Мичман Николай Оскарович Отт 1-й
  5. Старший минный офицер Лейтенант Алексей Фёдорович Геркен 1-й
  6. Младший минный офицер Лейтенант Владимир Титович Матковский
  7. Старший артиллерийский офицер Лейтенант Пётр Евгеньевич Завалишин 2-й
  8. Младший артиллерийский офицер Лейтенант Михаил Эдуардович Фукс
  9. Младший артиллерийский офицер Лейтенант Евдоким Иванович Яковлев 5-й
  10. Старший штурманский офицер Лейтенант Борис Илларионович Чайковский 1-й
  11. Младший штурманский офицер Мичман Константин Рудольфович Де Ливрон 4-й
  12. Вахтенный Начальник Лейтенант Алексей Павлович князь Еникеев
  13. Вахтенный Начальник Мичман Михаил Александрович Таранецкий
  14. Вахтенный Начальник Мичман Георгий Михайлович Жолкевич
  15. Вахтенный офицер Мичман Николай Николаевич Прикот
  16. Вахтенный офицер Мичман Николай Александрович Протасьев
  17. Вахтенный офицер Мичман Евгений Генрихович Цивинский 2-й
  18. Вахтенный офицер Мичман Александр Викторович Кочуков
  19. Вахтенный офицер Поручик Лейб Гвардии Гусарского Полка Леонтий Павлович граф Бенигсен
  20. Вахтенный офицер Прапорщик по морской части Борис Владимирович Недзвецкий
  21. Старший судовой механик Подполковник КИМ Василий Семёнович Рябинин
  22. Трюмный механик Штабс-Капитан КИМ Владимир Константинович Нюхалов
  23. Судовой механик Штабс-Капитан КИМ Павел Павлович Корнеев
  24. Судовой механик Поручик КИМ Павел Михайлович Иорк
  25. Судовой механик Поручик КИМ Эрнест Николаевич Вульф
  26. Младший судовой механик Поручик КИМ Владимир Георгиевич Харитонов
  27. Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Николай Степанович Певнев
  28. Младший судовой механик Прапорщик по мех. части Иван Иванович Дзахов
  29. Старший судовой врач Надворный Советник Фёдор Михайлович Лукин
  30. Младший судовой врач Лекарь Аксель Эдуардович Гнадеберг
  31. Корабельный инженер Младший Помощник судостроителя Диодор Михайлович Шангин
  32. Судовой священник Иеромонах отец Варлаам
  33. Капельмейстер Павел Новиков

В книге одного из участников сражения А.С.Новикова-Прибой“Цусима” описаны события боя и гибели поручика Беннигсена. В кратце это присходило так. Поручик Беннигсен, согласно боевому расписанию, командовал носовым орудийным казематом, где располагались 4-ре 75мм  орудия. В ходе боя Леонтий Павлович был тяжело ранен, но после перевязки в лазарете вернулся в строй. После очередного взрыва осколок снаряда попал ему в грудь. Эта рана оказалась смертельной.

Есть ещё один участник без которого немыслима история этой войны - командир крейсера “Варяг” - контр-адмирал Всеволод Федорович Руднев.

??????

Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 г. – Чемульпо»

 

 

В самом начале Русско-японской войны 1904-1905 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо(ныне Инчхон) в распоряжении российского посольства в Корее; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.

???????? ????????? ??????27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь русским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.

Бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия канонерской лодки были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера «Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными.

 

Крейсер “Варяг”

“Варяг” и “Кореец” выходят на бой

Взрыв “Корейца”

Бой и гибель «Варяга» настолько впечатлили противника тем, что русские моряки поступили согласно кодексу самурайской чести, что Япония наградила за военные заслуги Руднева Орденом Восходящего Солнца - вторым по старшинству орденом.

 

Использованы материалы ru.wikipedia.org  , imha.ru , opoccuu.com .