Почта
Культура места

Культура места

Играй, мастери, за жисть не грусти!

 Если представить себе, как проходили вечера в крестьянском доме Тульской губернии, когда вся семья собиралась вместе, то воображение рисует светлую горницу, посреди которой стоит стол, застеленный кружевной скатертью... На столе самовар, хозяйка вынимает из печи противень с только что испеченными тульскими пряниками, дети играют в глиняные самодельные игрушки.

Филимон полосат, да каждый ему рад

Глиняные игрушки для ребятишек везли из деревни Филимоново Тульской губернии. Это поселение было широко известно благодаря сво ему промыслу. По преданию, название оно получило в честь гончара Филимона, который открыл залежи высокосорт ной глины и возвел рядом дом, положив начало новой деревне. К середине XIX века это был доста^ точно крупный гончарный центр, а свистульки как забаву делали женщины и дети.

Игрушки лепили из цельного куска глины, а не из составных частей, как,  например,  дымковские. Мастерицы сначала катали из него жгут, а затем придавали ему задуманную форму. Затем в игрушке делали отверстие для свиста, и она превращалась в свистульку. Например, глиняной барыне, стоявшей «руки в боки», вкладывали подмышку курочку или уточку, в которые можно было свистеть.

Филимоновская глиняная игрушка

Самовар, начало XIX века

Сбитенник - прародитель самовара, XVIII век

Филимоновская глиняная игрушка

Самовар, начало XIX века

Сбитенник - прародитель самовара, XVIII век

Готовые игрушки сушили у натопленной печи. Когда они подсыхали, их расписывали «яйцом», так назывался раствор сухих анилиновых красок, в которые добавлялись куриное яйцо и немного перебродившего кваса.

Персонажей филимоновской игрушки изготавливали в такой же одежде и с такими же головными уборами, какие носили барыни и солдаты. Фигурки людей расписывали ярко, а животных и птиц - скромнее, используя максимум два цвета. После обжига игрушки не белили (глина и так становилась светлой), а  сразу разрисовывали поперечными полосками, преимущественно желтыми, зелеными и малиновыми, по всей длине. На юбки и фартуки фигурок барынь наносили фантазийный узор - елочки,   кружки,   цветы. Штаны солдат разрисовывали  полосками, кафтаны их расписывали яркими красками.

Эх, Тула, Тула, самовары вздула

В давние времена чай в Тульской губернии да и по всей Российской империи пили из самоваров. Первое предприятие по их изготовлению было открыто в Туле в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Их самовары славились затейливыми формами (в виде яйца с ручками-петельками,   вазы,   бочонка с краном-«дельфином») и отделкой с изысканной гравировкой. Спрос на них стал расти не только в губернии, но и за ее пределами. И вот спустя 7 лет, в 1785 году, второе в Туле самоварное заведение открыв Александр   Морозов.   Дальше — больше, в 1787-м Федор Попов начал набирать мастеровых на собственное предприятие, а в 1808 году в Туле работало 8 самоварных мастерских. Не прошло и 100 лет, как в городе открылось 28 фабрик, изготавливавших   более 120 тысяч единиц продукции в год.

Тульские самовары делали и за переделами губернского города. Их изготавливали жители деревень Алексинского и Тульского уездов, обеспечивая себе безбедное существование.

Самовары продавали по весу: чем они были тяжелее, тем дороже. Нередко, чтобы сбыть изделие по более высокой цене, прибегали к хитрости: вставляли в кувшин самовара решетку из чугуна, облитую свинцом. Для лучшей реализации продукции продавцы «поднимали» собственный статус. Так, в 1899 году братья Владимир, Дмитрий, Николай и Владимир Шемарины сбывали свои самовары, представляясь «поставщиками двора Его Величества шаха Персидского». Другие клеймили свои изделия государственным гербом, отчего у покупателей складывалось впечатление, что их продукция выделялась из ряда подобной особым статусом.

Собственно сам самовар не является тульским изобретением. Приборы для нагрева воды были и в Древнем Китае и Риме, которые конструктивно представляли собой самовар.

Китайский хого
Римские приборы для подогрева пищи (аутепса и каеда)
Классический голландский самовар

Китайский хого

Римские приборы для подогрева пищи (аутепса и каеда)

Классический голландский самовар

Сбитенник
Части самовара
Устройство самовара

Сбитенник

Части самовара

Устройство самовара

 

 

 

День свят — все дела спят

Чередование будней и праздников считалось основой годового эитма великорусского крестьянина. Рабочие дни его были полностью посвящены труду, к которому он приступал с восходом солнца. Время же праздника считалось священным. Работать в эти дни являлось греховным делом, расплатой за которое, по поверьям, были неурожай, эпидемии, пожары. В праздники разрешалось готовить еду, ухаживать за скотиной, ходить за ягодами и грибами, а также на рыбалку и охоту.

Тульский пряник
Первая хроматическая гармонь, изготовленная в 1878 году. Принадлежала основателю первого в мире оркестра гармонистов Николаю Ивановичу Белобородову

Тульский пряник

Первая хроматическая гармонь, изготовленная в 1878 году. Принадлежала основателю первого в мире оркестра гармонистов Николаю Ивановичу Белобородову

 

Приспей товарец к Покрову

Первые праздники первозимья начинались в октябре. К этому времени, именовавшемуся зазимками, крестьяне должны были убрать весь сжатый хлеб. Первое зазимье (1 (14) октября) совпадало с православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В народных представлениях Богоматерь издавна почитали как «усердную заступницу», покровительницу женщин, помогающую выйти замуж, способствующую деторождению. На Покров крестьяне начинали приготовления к зиме, ремонтировали жилище, а их жены садились за прялки. Мять и трепать лен в Тульской губернии принимались 28 октября (10 ноября), в день памяти святых Параскевы и Ненилы.

Знаменательной датой для жителей Тульской губернии считался Юрьев день, или Егорий холодный, 26 ноября (9 декабря). Крестьяне, отправлявшиеся в путь, обязательно в этот праздник служили молебен, чтобы дорога была легкой.

Далее, 6 (19) декабря, наступал день Николы зимнего. Этот святой, по народным представлениям, даровал людям плодородие и богатство. Перед свадебным обрядом жених и невеста просили перед образом Николая Угодника благословения.

Зимние Святки считались периодом начала астрономического года. Они длились ровно 12 дней, по числу месяцев в году. Отсчет велся от Рождества Христова до Крещения Господня, включая Васильев день. В Рождество - 24 декабря (7 января) - каждый крестьянин обязательно посещал праздничную службу в храме или молился перед домашними иконами. День памяти святителя Василия Великого, 1 (14) янва ря, при Петре I стал светским Новым годом. Далее наступало Крещение Господне - праздник, отмечаемый 6 (19) января, которым и завершались Святки. В Тульской губернии его называли Водокрещи. Местные жители верили, что крещенские морозы, известные своей суровостью, предвещали плодородие, а вода в этот день наделялась целительной силой.

На восьмую неделю перед Пасхой приходился праздник проводов зимы — Масленица. Ее отмечали перед Великим постом и до Прощеного воскресенья.

В понедельник после Масленицы начинался Великий пост. Продолжительность его вместе со Страстной седмицей (напоминанием о последних днях земной жизни, смерти и погребении Спасителя) составляла 48 дней.

Не зевай - весну закликай

9 (22) марта в Тульской губернии отмечали праздник Сорок сороков, или, как его еще называли, Окличку весны. С этого дня обычно начинались утренние морозы, которые стояли ровно сорок дней. Они предвещали теплое лето. На 25 марта (7 апреля) приходился праздник Благовещения. В это день по погоде судили о будущем. Красный закат сулил много пожаров, сильный дождь - изобилие грибов и богатый рыбный улов на протяжении всего лета. Особо почитаемым праздником в Тульской губернии было Вербное воскресенье. Обилие красивых пушистых почек вербы ассоциировалось у крестьян с плодородием, здоровьем, жизненной силой.

Вербная неделя сменялась Страстной. Это время особенно строгого поста и усердной молитвы. В Страстную неделю крестьяне ремонтировали дома, колодцы, приводили в порядок ограды, въездные ворота, наводили чистоту на улице, во дворе, дома. Они готовились к главному празднику православных христиан — Пасхе. Им заканчивалась Страстная неделя и начиналась Пасхальная.

Первый выгон коров приходился на Егорьев день - 23 апреля (6 мая). По народным приметам, если Егорий был с теплом, то Никола (день Николая Угодника, отмечавшийся 9 (22) мая) - с травой.

Летний день год кормит

Больше всего обрядов, совершавшихся жительницами Тульской губернии, приходилось на весну. В третье воскресенье после Пасхи отмечали день святых жен-мироносиц, считавшийся «бабьим», когда все женщины — именинницы.

Весенние торжества завершались празднованием Семика и Троицы. В следующее после Троицы воскресенье на Руси отмечали проводы весны. Летний обрядовый цикл начинался 24 июня (7 июля). Этот день назывался Иваном-Травником, крестьяне начинали собирать в лесу и на лугах целебные травы и цветы.

Праздники июля также тесно связывались с православными святцами. 1 июля в Тульской губернии начинались покосы. Крестьяне старались успеть накосить и высушить сено до 12 июля — времени, когда начинались «большие росы», чтобы оно не загнило. Первая половина июля называлась «наливы», так как в это время растения наливались соками.

В день Ильи Пророка, 20 июля (2 августа), пчеловоды осматривали ульи, а охотники, чтобы весь год им сопутствовала удача, выезжали с собаками в поле травить волков. В августе начинался новый праздничный цикл — августовские Спасы и Спожинки.

Первым, 1 (14) августа, отмечали Спас Всемилостивый, или Мокрый. С этого дня начинали убирать горох, распахивать землю под посевы озимых культур, приводить в порядок овины, очищать гумна. Затем следовал Спас Преображения, или Спас на горе. Его отмечали 6 (19) августа. В Тульской губернии Преображенский Спас считался первой датой встречи осени. По народному верованию, именно к этому дню созревали яблоки, горох и другие плоды. Во время Спаса на полотне, 16 (29) августа, в деревнях и селах начинали печь пироги из муки нового урожая и собирать лесные орехи.

К празднованию дня Флора и Лавра, 18 (31) августа, крестьяне Тульской губернии заканчивали посев озимых. С этого времени начинались «помочи» - работы в пользу вдов и сирот, на которые созывались все жители селения.

Период «бабьего лета», продолжавшийся 8 дней, наступал в Семенов день, с 1 (14) сентября. По погоде в это время судили, какой будет осень. С Семенова дня начинался очередной цикл женских работ. Хозяйки трепали лен и собирали овощи в огородах.

Датой второй встречи осени считалось 8 (21) сентября. В этот день тульские крестьяне праздновали Рождество Богородицы, или Апостолов день. Для девушек особое значение имело 14 (27) сентября, когда чествовали Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня, именно с этого дня начинались девичьи вечеринки, так называемые капустницы.

Балаганы в Туле на Святой неделе. Художник Андрей Попов, 1873 год.

У меня нет сведений по Венёву, но я, думаю, что общегубернские обычаи были присущи и ему.

 

 

[Главная] [История] [Земля] [Культура] [Судьбы] [Матвеевка] [Гурьевские Выселки] [Деревенские виды] [Новости] [Не проходите мимо!]